Прежде всего, давайте ответим на простой вопрос - зачем Вам менять моторное масло самостоятельно?  Во-первых, это поможет сэкономить драгоценное время - Вам не придется ни ждать своей очереди в сервис-центре, ни подстраивать свой график под режим работы сервис-центра, ни ехать на другой конец города на СТО, где данная услуга стоит дешевле, чем у других. Во-вторых, на сэкономленные деньги вы сможете позволить себе более качественное масло или масляный фильтр. Более того, проведя замену масла самостоятельно лишь однажды, Вы убедитесь, что сделать это не сложнее, чем приготовить яичницу на завтрак. Решение принято? Тогда вперёд! Весь процесс замены масла можно описать так:

  1. Слить старое масло
  2. Заменить масляный фильтр
  3. Залить новое масло

Все просто, не так ли? Ну а теперь более детально и по порядку. Для начала немного теории…  

Какое масло лучше использовать?
 
Прежде всего стоит заглянуть в руководство по обслуживанию Вашего автомобиля (если такого у Вас нет – настоятельно советуем приобрести. Поверьте, оно Вам ещё не раз пригодится) либо проконсультироваться в местах продажи/обслуживания. Зачастую производители для каждой своей модели предписывают определенное масло, наилучшим образом соответствующее техническим характеристикам каждого конкретного двигателя.   Смазочное масло эксплуатируется в широком диапазоне температур, а вязкость масла, как известно, зависит от температуры.   Всего есть три вида моторных масел: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Давайте разберёмся в характеристиках каждого из них.   Мы уже привыкли к тому, что натуральный продукт всегда стоит дороже, однако с моторными маслами ситуация несколько иная.  

Минеральное масло – стоит дешевле синтетического или полусинтетического, однако минеральное моторное масло очень чутко реагирует на изменение температуры. Именно двигатель с минеральным маслом более трудно пускается в мороз.  

Полусинтетика и синтетика более полого меняют свою вязкость в зависимости от температуры. Но, при хорошей характеристике по вязкости, синтетическое масло также имеет высокую текучесть. Эта текучесть не позволяет применять его, если потеряна эластичность уплотнительных элементов (сальников, маслосъёмных колпачков и др.), и на них имеются микротрещины. Не применяется оно на некоторых видах авто (в частности Шкода) из-за конструктивных особенностей смазочной системы двигателей. Также не стоит заливать синтетику на период обкатки после капитального ремонта двигателя.

Класс вязкости масла
 
 Масло бывает зимнее, летнее и всесезонное. Соответствущая маркировка имеется на каждой упаковке: так, например, «SAE 10W» обозначает зимнее сезонное масло, «SAE 50» - летнее. Самое популярное - всесезонное масло - маркируется двойной маркировкой. Например, SAE 10W-40.   Для облегчения выбора нужного класса вязкости можно пользоваться следующим правилом: чем меньше цифра, стоящая перед буквой "W", тем меньше вязкость масла при низкой температуре и легче холодный пуск двигателя; чем больше цифра, стоящая после "W", тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при повышенных температурах воздуха.
 
Совет: Если Вы меняете масло на зиму, выбирайте всесезонное масло с низким коэффициентом вязкости, например SAE 5W30. Если же меняете масло в преддверии лета, выбирайте SAE 10W40. Цифра 40 означает, что при летней жаре защита Вашего двигателя защита будет гораздо лучше. 

Как избежать подделки


К сожалению, сегодня на рынке нередко встречаются как полностью контрафактные, так и «разбавленные» масла - как «баночные» так и продающиеся «на разлив». Использование таких масел приведёт к более скорому износу двигателя, капитальный ремонт которого обойдется гораздо дороже. Скупой, как говорится, платит дважды, поэтому не стоит экономить деньги, используя масла самых дешевых марок. Такие производители как Texaco, Areca, Liqui Moly, Meguin, Chevron, Esso, Agip и др. хорошо зарекомендовали себя на рынке и полностью соответствуют стандартам Американского Института Нефти (American Petroleum Institute) – API. Кроме того, никто не запрещает поинтересоваться у продавца о наличии сертификатов на предлагаемый Вам товар. Только качественное масло позволит двигателю работать лучше и дольше, причем с меньшим расходом топлива.   Как часто стоит менять моторное масло?   Большинство автопроизводителей рекомендуют менять моторное масло каждые 8-10 тыс км. для нормальной работы при использовании «минералки» или «полусинтетики» и каждые 10-15 тыс.км при использовании синтетического масла. При сложных условиях эксплуатации авто срок замены рекомендуется сократить вдвое.

Совет: после покупки б/у авто, при первой замене масла советуем использовать специальную промывку двигателя, если Вы не уверены на 100% в том, какое масло заливалось предыдущим владельцем. Помните: СМЕШИВАТЬ РАЗНЫЕ МАСЛА НЕЛЬЗЯ

Итак, теперь мы знаем о масле всё. Что ж, приступим?

ЗАМЕНА МАСЛА 

Подготовка 

Прежде всего, позвольте вашему двигателю остыть. Рабочая температура современных двигателей достаточно высока для того, чтобы получить серьезный ожог. Не стоит поднимать автомобиль домкратом – многие автомобили имеют достаточно высокий просвет, позволяющий менять масло, оставив авто «на земле». Если же просвет Вашего авто не слишком велик (как, например, у спортивных авто), рекомендуется производить замену масла на «яме» или специальном подъёмнике.

Помните: под автомобилем, стоящем на домкрате, находиться крайне опасно! 

Шаг 1: Слить старое масло.
 
Найдите пробку сливного отверстия и поместите под неё емкость для слива старого масла. С помощью ключа, удалите пробку.    (Если сливную пробку найти не удалось, советуем снова заглянуть в сервисную книгу вашего авто)

Примечание: Чтобы удалить сливную пробку, поверните её против часовой стрелки.Когда масло сольётся до конца, установите сливную пробку на место.

Совет: Сначала наживите пробку пальцами. Если Вам кажется, что пробка идет слишком туго, выверните её и попробуйте снова.
 
Шаг 2. Заменить масляный фильтр.
 
Переместите ёмкость для старого масла под масляный фильтр. С помощью специального ключа (съёмника) удалите масляный фильтр. (Для новичков: снова против часовой стрелки; и не пугайтесь, если немного масла прольется Вам на руку – это нормально)Совет: Пальцем нанесите тонкий слой масла на прокладку нового фильтра, это позволить ему «сесть» плотнее.  Установите новый масляный фильтр. Если кажется, что фильтр идет туговато – не применяйте излишнюю силу (есть риск сорвать резьбу), выверните все назад и попробуйте снова.   В инструкции, напечатанной на большинстве фильтров, рекомендуется провернуть фильтр ещё один раз после момента, когда прокладка коснулась картера (корпуса двигателя).  Поэтому мы рекомендуем следующее: закрутить фильтр, пока он не «сядет» достаточно плотно. Затем с помощью ключа, довернуть его на 1/8 - 1/4 оборота.   Во время работы двигателя, масляный насос качает масло под давлением. Если вы не установите масляный фильтр достаточно плотно, нефть будет хлестала сквозь зазоры. Если это произошло, немедленно заглушите двигатель! Без масла, двигатель блокируется в течение нескольких секунд.

Типичная ошибка: Если затянуть фильтр слишком туго, то при следующей замене масла есть вероятность, что Вы просто-напросто не сможете выкрутить отработавший фильтр. Чтобы избежать этого, не затягивайте фильтр насколько хватает сил - следуйте инструкциям описанным выше! 

Шаг 3. Залить новое масло.
 
Найдите крышку маслозаливной горловины. (Для некоторых это может звучать нелепо, но бывали случаи, когда начинающие автомобилисты пытались заливать масло в радиатор. Поэтому, убедитесь, что вы нашли крышку именно МАСЛОзаливной горловины). Снимите крышку и заливайте масло. При заливке целесообразно использовать воронку.  

Сколько масла следует заливать? Посмотрите в вашем руководстве по обслуживанию. Большинство двигателей вмещают около 3.5-5 литров. Помните – лучше не долить, чем перелить. При запуске двигателя излишки масла будут пробиваться через клапан PVC, а это чревато дальнейшими проблемами. Совет: Если вы не знаете необходимый объём масла, начинайте с малого - залейте 3-3.5 л, а затем проверьте уровень масла. Если уровень низкий – добавляйте еще.  Закрутить крышку маслозаливной горловины.  

Проверка 

Запустите двигатель и убедитесь, что индикатор замены масла на панели приборов гаснет. Посмотрите под автомобиль, чтобы убедиться, что нет утечки масла. Выключите двигатель и оставьте на минуту, чтобы дать всему маслу опуститься до картера. Затем с помощью масляного щупа проверьте уровень масла. 
 
 
Как проверить уровень масла: Достаньте масляный щуп, протрите его ветошью и опустите снова. Убедитесь, что щуп опустился на полную глубину. Через несколько секунд извлеките щуп и посмотрите, какая часть его покрылась маслом. Большинство измерительных щупов имеют отметки «минимум» ("MIN") и «полный» ("FULL" или "MAX") либо напечатанные на них, либо отмеченные засечками на боковой части щупа. 

Вместо заключения: И, пожалуйста, не забывайте об окружающей среде. Не сливайте отработанное масло на землю. Многие опытные автолюбители после смены масла используют для хранения отработки емкость, в которой было куплено новое масло (только не забудьте сделать пометку о том, что находится внутри. Это позволит Вам не перепутать старое масло с новым при следующей замене ). Когда таких ёмкостей соберется несколько, можно сдать отслужившее масло на переработку.